Родителям будущего первоклассника

Родителям будущего первоклассника

12 советов родителям будущих первоклассников

Этой осенью или через год ваш ребенок переступит порог школы. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе: оно складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.
  2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
  3. Приучите содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте дома место для занятий ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши.
  4. Не пугайте трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Их порой трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад или школу. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут…», «Двойки будут ставить…», «В классе засмеют…» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
  5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений.
  6. Научите правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшими. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
  7. Хорошие манеры — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль.
  8. Помогите обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите его внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.
  9. Приучайте к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать сам, тем более взрослым он себя ощущает.
  10. Научите самостоятельно принимать решения. Умение делать свой выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование досуга всех членов семьи на выходные дни — еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
  11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если чадо помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития его внимания и активного слушания. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
  12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите ребенка в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое… Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

ТЕСТЫ, которые помогут взрослым глубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.

ТЕСТ №1.

I. Социальное развитие.

  1. Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

2. Общается со сверстниками, знает правила общения.

3. Управляет своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив.

4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

5. Хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается.

6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослых.

7. Не избегает общения.

II. Организация деятельности.

1. Ребенок инструкцию воспринимает и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять задание.

2. Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.

3. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

4. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так).

5. Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10-15 минут.

6. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

7. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

8. Не отказывается от заданий.

III. Общее развитие.

1. Ребенок способен систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов.

2. Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи.

3. Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы.

4. Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в быту).

5. Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.

6. Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.

7. Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.

IV. Развитие внимания и памяти.

1. Ре6енок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекаясь, даже если деятельность не очень интересна (или трудна).

2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3. Переключается с одного вида деятельности на другой. Не отвлекается на внешние раздражители.

4. Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

5. Произвольно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

6. Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их.

7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

V. Речевое развитие.

1. Ребенок правильно произносит звуки родного языка.

2. Может выделить звук вначале, середине и конце слова.

3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.

6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

7. Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т.п.).

VI. Развитие движений и пространственная ориентация.

1. Ребенок уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает и застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается и раздевается, шнурует ботинка).

2. Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, на лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через прыгалку и т.п.

3. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

4. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.п.).

5. Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

6. Стремится научиться лепить, выпиливать, вязать и т.п.

7. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, треугольник, квадрат).

     Дополнительный вопрос: какой рукой ребенок работает более активно и ловко? (Правой, левой).

VII. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.

  1. Ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.

2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3.Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху – снизу, справа – слева и т.п.).

4. Срисовывает (копирует) простые геометрические фигуры, а так же сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов.

5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.

6. Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу (схеме).

7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

VIII. Личностное развитие.

  1. Ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.

2. Стремиться установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения.

3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждается в присутствии взрослого.

4. Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.

5. Может дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых.

6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.

7. Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею…»), самоутверждению, признанию.

 IX. Здоровье (от года до пяти лет).

1. Ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).

2. Не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям.

3. Спокоен (некриклив), усидчив, нераздражителен.

4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи).

5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества и т.п.).

6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргания, кусание ногтей и т.п.).

7. В речи нет выраженных задержек в развитии.

 

ТЕСТ №2

Тест для родителей будущих первоклассников

 

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

 

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать — если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, — в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе.

Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

  • Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
  • Их длительность не должна превышать 35 минут.
  • Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
  • Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер-«мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

5 ЛУЧШИХ КНИГ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МАЛЫШ» И КОМАНДА «ТЛУМ.РУ» ПРЕДЛАГАЮТ В ПОМОЩЬ ПАПАМ И МАМАМ САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗДАНИЯ

Как же непросто живется современным детям! Для того, чтобы поступить в первый класс школы, уже нужно иметь свой маленький багаж знаний. И быть сообразительным. Хотя, конечно, малыша это вряд ли волнует. А вот его родителей — наоборот.

Уважаемые папы и мамы, не беспокойтесь! Команда «Тлум.ру» предлагает вам обзор лучших книг издательства «Малыш», которые помогут ребенку пройти все возможные школьные собеседования.

200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5−6 лет, Костылева Н.Ю.

Перед тем, как научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно выговаривать все звуки. А потом, как следствие, и все буквы. Упражнения из этой книги помогут ребенку преодолеть возможные трудности, которые возникнут на этом пути, а также освоить навыки письма и чтения. Кстати, эту книгу очень хвалят профессиональные логопеды. А признание специалистов — это показатель качества.

350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования, Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Эту книгу написали педагоги-практики, которые сами много лет занимались приемом детей в школу. А, значит, не понаслышке знают, что и как. Издание начинается с простых упражнений-игр на постановку руки — ребенку нужно что-то раскрасить, дорисовать или приклеить к страничке. А потом идут задания посложнее — вопросы на логику, графические диктанты и упражнения в классическом правописании.

Большая книга для подготовки к школе, Узорова О.В., Нефедова Е.А.

В этом издании затронуты все важные моменты подготовки к школе. Особое внимание уделено умению ребенка концентрироваться и запоминать. Для развития этих навыков здесь есть много интересных упражнений с картинками. А еще в этой книге приводятся те вопросы, которые ребенку могут задать при поступлении в школу.

Я читаю сам!

Это не одно издание, а целая серия. Она предназначена для тех детей, которые только-только научились читать. Истории про любимых героев — котенка Гава, крокодила Гену, чебурашку, трех поросят — напечатаны в книгах альбомного формата, на плотной бумаге и крупным шрифтом с ударениями. И, разумеется, в каждой книге есть много красивых и ярких иллюстраций.

Уроки для дошколят, А. С. Матвеева, Н.Н. Яковлева.

Это серия из четырех книг по развитию речи — в соответствии с количеством дошкольных групп в детском саду. Эти издания помогут научить ребенка говорить легко, красиво и правильно. Все упражнения опробованы на практике самими авторами. Что важно — книга разработана в полном соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

 
Источник: Tlum.Ru
Рубрика:
 

«РЕБЁНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ»

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период достаточно труден для детей, поступающих в школу. Ребёнок должен быть здоровым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее значимы и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребёнка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребёнка.

Мотивационная готовность включает в себя желание идти в школу, интерес к ней, стремление познать новое. Чтобы определить, насколько развиты эти компоненты, можно задать ребёнку несколько вопросов типа: хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что в школе самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?

Ответы помогут родителям понять характер представлений будущего первоклассника о школе, наличие интереса к ней, к познанию нового. Кроме этого, можно предложить дошкольнику тест-игру для определения его основных стремлений, видов деятельности, которые ему больше нравятся. Взрослый бросает мяч, говоря начало предложения, а ребёнок должен бросить его назад, закончив предложение по своему представлению. Начало предложения может быть следующим: «Я стараюсь… Я думаю о том, чтобы… Я был(а) бы рад(а)…». Анализируя то, как ребёнок заканчивает фразы, можно узнать, интересуют его учебные занятия или он отдаёт предпочтение играм, игрушкам, какое представление имеет о своём будущем. Когда выясняется, что перед поступлением в школу ребёнок имеет о ней только приблизительные представления, у него нет направленности на учёбу, интереса к ней, стоит серьёзно подумать о формировании мотивационной готовности. Взрослый в этом случае может рассказать интересный эпизод из своей школьной жизни, сводить сына или дочь в школу, познакомить с будущей учительницей, поиграть с ребёнком и его друзьями в школу. Не надо пугать детей школой.

Другой компонент психологической готовности к обучению в школе – волевая подготовленность. У дошкольника должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет продолжительное время выполнять задания учителя, быть внимательным на уроке, доводить дела до конца. Родители могут понаблюдать за своим малышом для того, чтобы определить, развиты ли у него эти качества. Обратите внимание на то, может ли ребёнок сконцентрировано заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить, мастерить и т.д.), выполняет ли до конца данные ему поручения (собрать игрушки, расставить тарелки, привести в порядок свой внешний вид и т.д.), выработаны ли у него устойчивые привычки (чистить зубы, мыть руки до и после еды и т.д.), может ли он подождать некоторое время взрослого, не есть сладкого до обеда. Если в подобных ситуациях ребёнок не проявил волевых качеств, надо подумать, как можно их развивать. Тут помогут конструкторы, мозаика, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Проследите, как складываются у будущего первоклассника отношения с ровесниками. Если он привык лидировать, всегда определять характер игр и занятий друзей, а в классе будет несколько детей с подобным типом поведения, у него, конечно же, появятся сложности. Возможно, вас удовлетворяют такие черты характера вашего ребёнка, однако при этом не забывайте, что надо учить его иногда подчиняться другим, уступать, согласовывать свои действия с действиями сверстников. В этом поможет сюжетно-ролевая игра, во время которой надо заинтересовывать ребёнка выполнять второстепенные роли. Организуйте совместное рисование нескольких детей на любую тему, например, «Наш город». Приучайте его принимать во внимание взгляды других, помогать им, действовать по их указаниям. Если же дошкольник испытывает сложности в общении, в установлении контактов со сверстниками, содействуйте их совместным играм, приглашайте их к себе домой. Сформированность тех качеств, от которых зависит умение вступать во взаимодействие с ровесниками, относится к следующему компоненту – социально-психологической подготовленности к школе.

Для успешной учёбы очень важной является умственная подготовленность ребёнка. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представлений о пространстве и времени, животном и растительном мире, общественных явлениях. Поговорите с ребёнком, чтобы определить, знает ли он понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», отличает ли «вчера» от «сегодня» и «завтра». С помощью конкретных заданий определите, ощущает ли он время, это значит, может ли он выполнять поставленную задачу при ограничении отведённого времени до 1, 3 или 5 минут. Поинтересуйтесь, что знает ребёнок об окружающем мире, явлениях природы, жизни нашего общества. Дайте ему какой-нибудь предмет, который имел бы сложное строение, и понаблюдайте, умеет ли он внимательно рассматривать, выделять его отдельные детали и словом описывать их. Таким образом, вы определите особенности восприятия вашего ребёнка. Чтобы узнать  развитость памяти, прочитайте ребёнку 10 слов и попросите повторить их. Сделайте так 4 раза. Если с каждым разом количество слов, которые повторяет дошкольник, увеличивается и в итоге достигает 8-9 слов, его память на должном уровне. Нарисуйте также план комнаты, спрячьте игрушку и попросите найти её, указав место на плане. Если он справится с эти заданием, можно считать, что развитие мышления соответствует норме.

Таким образом, подготовленность к обучению в школе не может оцениваться только по тому, умеет ли ребёнок читать и писать. Если родители, осознав это, овладеют простыми и доступными способами определения психологической готовности будущего первоклассника, то смогут помочь ему легко адаптироваться в новых условиях, стать хорошим учеником.

 

Литература: журнал «Пралеска» №3 – Минск, 2011.    

Меню раздела