Специальные группы создаются в учреждениях дошкольного образования при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Обучение и воспитание в специальных группах осуществляются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, иными актами законодательства Республики Беларусь.
Основными задачами деятельности группы являются:
- освоение содержания образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи лицами с ОПФР в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования;
- исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
- обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказание им психологической помощи;
- создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития.
Прием обучающихся в группу для детей с тяжелыми нарушениями речи (для освоения содержания образовательной программы специального образования) осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования.
При организации образовательного процесса создаются специальные условия:
- организация педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации;
- обучение по учебным планам специального образования, учебным программам по образовательным областям, программам коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования с использованием соответствующих учебных изданий, методик преподавания образовательных областей;
- создание адаптивной образовательной среды.
Организация образовательного процесса в нашей группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующего учебного плана, учебной программы, программ коррекционных занятий.
Коррекционная направленность образовательного процесса реализуется во всех формах организации образовательного процесса: в игре, на занятиях в рамках реализации образовательных областей учебной программы, на коррекционных занятиях, при организации режима дня.
Образовательный процесс осуществляется круглогодично. Устанавливаются также каникулы. Общая их продолжительность составляет сто десять дней: летние — девяносто календарных дней, зимние — десять календарных дней, весенние — десять дней. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Расписание занятий утверждается руководителем учреждения дошкольного образования.
Проведение занятий в специальной группе осуществляется в первую половину дня. Во вторую половину дня могут проводиться индивидуальные и групповые занятия по интересам, занятия физической культурой и музыкальные занятия, творческие и подвижные игры, тематические праздники.
Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, соответствует сроку получения дошкольного образования и на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть увеличен на срок от одного года до двух лет.